…В свои 22 года статная, высокая, голубоглазая Наталья не умела ни читать, ни писать. Зато была сварщицей высшего пилотажа и виртуозно справлялась с любой, самой тяжелой работой…
Редкий снимок того времени, датированный 1935 годом, не так давно отыскала в своем доме в Варваровке ( Центральный район г. Николаева) Любовь Панвилова, с которой мы познакомились в одном из путешествий.
“Я хорошо запомнила, что моя бабушка Наталья была сварщиком высшего разряда ( это 6-й разряд, уточн.) на таком знаменитом судостроительном заводе Николаева. При этом – не умея читать и писать…“, – взволновано поделилась Люба в разговоре, после того, как обнаруженные фото разбередили ей душу.
“Бабушка родилась в 1913 году. В ликбез ее не отдавали, так как семья была большая. Грамоте обучились только две старших сестры бабушки и два ее брата. А после смерти их мамы уже было не до учебы – надо было работать, тянуть семью и как-то жить. Судьба у моей бабушки была тяжелая и сложная…Она была из тех, о ком говорят “женщина-огонь”, и всю свою жизнь без устали трудилась-пахала...Боевая была, решительная…“, – продолжает делиться воспоминаниями Люба.
“Лучшая группа переквалифицированных электро-сварщиков гл.мех.цеха №3 з. А. Марти…” – гласила надпись на старом фото, датированном 1935 годом.
Наталья на фото – в верхнем ряду, крайняя справа. На тот момент ей было 22 года.
Кроме того, что бабушка Наталья была высококлассным сварщиком, из ее рабочей биографии ничего больше неизвестно.
“Я не помню рассказов бабушки про ее рабочую молодость. Больше – о личной жизни да житейских проблемах – на то поколение, все же знают, выпало немало бед и горя. Помню только, что бабушка, сначала проживая со своими родителями в Варваровке на Заречной улице, не боялась никакой трудной работы, и никогда не сидела без дела. А если выпадала какая-то свободная минутка – всегда спешила помочь, тем, кто в том нуждался. Одним помогала в строительстве, делала лампачи, другим – по хозяйству, всегда угощала соседей то фруктами с родительского сада, то выпечкой, то молоком (семья держала свое хозяйство) – никогда не скупилась, чем могла – делилась, щедрой души человеком была!“, – говорит Люба, вспоминая крупицы того, что запомнила еще от своей мамы о бабушке.
По словам внучки Наталья Илларионовны, в новый дом на ул. Побережную ( ныне адм. Макарова- уточн.) бабушка поселилась после замужества. В своем муже, что называется, души не чаяла. Прожила с ним 10 лет. На этот же период и припали годы ее работы на заводе им. Андре Марти ( бывш. “Наваль”, а спустя более известный как ЧСЗ), и…война. Проклятое лихолетье и отобрало мужа у статной голубоглазой женщины – он погиб на войне.
“В послевоенное время, в 1946 году, бабушка вышла замуж за одного фронтовика, однако счастья у них не сложилось. Разошлись они. Он уехал на родину, в Пермь, а бабушка осталась в Варваровке, и сама уже поднимала на ноги свою дочь Лену, – мою маму“, – добавила Люба.
Родители Натальи Илларионовны – Мария и Илларион Жила

…Досматривали тяжело больную бабушку всей семьей – когда уже Любиной дочери Ульянке было чуть больше 2 лет.

Наталья Илларионовна ушла из жизни осенью 1991 года, 11 октября, в возрасте 78 лет. Похоронена в Варваровке. На надгробном памятнике ее фамилия указана как Колодиенко. Родня Любы Панвиловой, узнав о старых фотографиях Натальи Илларионовны, изумлялась – их ни у кого во всем роду и не осталось. Да и вспомнить какие-то подробности из жизни бабушки Натальи, кроме тех, о которых рассказала ее внучка, никто и не смог.
Наталья Колодиенко – не из числа тех знаменитостей, о которых пишут в Википедии. Она самая простая женщина, как и те, кто вместе с ней запечатлен на старой фотографии. Они, лучшие труженицы того времени, освоившие сугубо мужскую профессию, работали на воистину знаменитом заводе.
Период его расцвета, как гласят открытые источники, припадает на 1945-1991гг. За советское послевоенное время было построено больше полутысячи (!) судов, для оснащения торгового, научно-исследовательского и рыболовного флотов СССР.
О заводе, о его истории есть много чего в Интернете. От момента создания и до наших дней. Но о наших днях читать грустно – как писало, к примеру, издание Инше. ТВ, в 2018 году в отношении ПАО «Черноморский судостроительный завод» была открыта ликвидационная процедура.
По законодательству, чтобы ее завершить, архивные документы предприятия должны быть переданы в специализированное учреждение. С соответствующей просьбой ликвидатор обратился в исполком городского совета только в 2019 году. В августе 2020 -го ситуация набрала обороты. Передаче на хранение подлежали сотни тысяч дел. По данным государственного архива Николаевской области только личных дел с оригиналами приказов о назначении, присвоение разрядов, категорий и т.д. на ЧСЗ насчитывалось около 169 тыс. единиц. Плюс -ведомости начисления зарплаты и личные листки работников – 20 тыс. дел…
Где-то там, в этих архивах, очевидно, должны быть сведения и о Наталье Колодиенко, и о тех девушках, с какими она запечатлена на снимке вместе с инструктором. К слову, в тот же 1935 год, отмеченный на старой фотографии, на ЧСЗ было начато строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, ледоколов, подводных лодок серии IX, XI, XIII для Тихоокеанского и Черноморского флотов и Севморпути. И это только крошечный штришок в истории некогда крупнейшего судостроительного завода в Николаеве!
…Девушка с Заречной улицы, что в мкр. Варваровка г. Николаева, в свое время самоотверженным трудом внесла в эту историю свою скромную лепту.
Что принесут современники – загадывать-гадать не будем. Но помнить о прошлом – обязаны. Хоть с привязкой к датам, хоть без.
Наталья Барбарош, специально для издания МедиаОбзор
.